Хотя продолжающаяся «война с террором» выдает­ся за защиту демократического наследия, опасность, на­влекаемая ею, сто лет тому назад была ясно осознана К. Честертоном, который в своей «Ортодоксии» опи­сал основной тупик критиков религии: «Люди, начина­ющие борьбу проти церкви во имя свободы и гуманно­сти, губят свободу и гуманность, лишь бы биться с Цер­ковью... Секуляристы не уничтожили божественных ценностей, но (если это может их утешить) поколебали ценности земные». Разве сегодня то же самое не относится к самим защитниками религии? Сколько фанатичных защитни­ков религии начинали с яростных нападок на современ­ную светскую культуру и заканчивали утратой всякой осмысленности религиозного опыта? Точно так же ли­беральные воители, столь горячо сражающиеся с анти­-демократическим фундаментализмом, губят свободу и демократию, лишь бы биться с террором. Они с такой страстью доказывают, что нехристианский фундаментализм - это главная угроза свободе, что уже готовы вернуться к принципу, согласно которому нам следует ограничить нашу свободу здесь и сейчас в наших будто бы христианских обществах. Если "террористы" го­товы уничтожить этот мир из любви к другом миру, то наши борцы с террором готовы уничтожить свой соб­ственный демократический мир из ненависти к мусуль­манском другому. Некоторые из них любят человече­ское достоинство столь сильно, что готовы легализовать пытки — наибольшее унижение человеческого достоин­ства, чтобы защитить его...